Раз в прошлом обзоре я упомянула фильм «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона, нельзя обойти вниманием невероятные костюмы, за которые художник по костюмам Коллин Этвуд получила премии Оскар, BAFTA и Сатурн.
К людям такого масштаба, как Бертон и Этвуд, не знаешь,
с какого края подступиться.
А ведь в фильме еще снимались Хелен Бонем Картер и Джонни Депп! Актеры высочайшего уровня могут оказать существенное влияние на видение режиссером их персонажей.
Начну все же с Коллин Этвуд, так как сложно найти более титулованного художника по костюмам в Голливуде. Этвуд получила еще 2 Оскара за фильмы «Мемуары гейши» и «Чикаго», а также 9 номинаций на высшую кинонаграду, в том числе за фильм «Фантастические твари и где они обитают» в этом году. Подождем... Может, это будет ее четвертый Оскар?
Кадр из фильма «Мемуары Гейши» (Memoirs of a Geisha), реж. Роб Маршалл, 2005 г.
Кадр из фильма «Чикаго» (Chicago), реж. Роб Маршалл, 2002 г.
Режиссеры любят работать с Этвуд на постоянной основе, приглашая ее из фильма в фильм. С Майклом Манном она сделала 3 фильма, с Робом Маршаллом — 5, а с Джонатаном Демме — 4. Удивительно, что Коллин работала и над сногсшибательным «Молчанием ягнят» Демме, и над его предшественником — культовым «Охотником на людей» Манна.
Однако главный творческий тандем у Коллин Этвуд сложился
с Тимом Бертоном.
12! Двенадцать совместных творений, начиная с «Эдварда Руки-ножницы», снятого в 1990 году, и заканчивая последним на данный момент фильмом «Дом странных детей Мисс Перегрин» 2016 года.
Постер к фильму «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands), реж. Тим Бёртон, 1990 г.
Кадр из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин» (Miss Peregrine's Home for Peculiar Children), реж. Тим Бёртон, 2016 г.
Тим Бертон снял, пожалуй, самые наши любимые готические сказки для взрослых: «Сонная лощина», «Суини Тодд — демон-парикмахер с Флит-стрит», мультфильм «Труп невесты». А грустная история «Эдвард Руки-ножницы» запомнилась на всю жизнь тем, кто смотрел ее еще подростком.
Бертон в начале своей карьеры работал аниматором
на студии Уолта Диснея, так что к своим фильмам он готовится, рисуя персонажей.
Так было и с «Алисой в Стране чудес». Не зная идей друг друга, он показал Этвуд свое видение персонажей, а она ему — свое. Результат удивительный!
Скетч Тима Бертона к фильму «Алиса в Стране чудес»
Только посмотрите, какой тонкий намек на работу «Эдвард Руки-ножницы»: на каждом пальце Безумного Шляпника надето по наперстку!
Скетч Коллин Этвуд к фильму «Алиса в Стране чудес»
Огромное влияние на образ Безумного Шляпника оказал сам Джонни Депп.
Он с большим удовольствием принимал участие в разработке костюма и грима своего героя. Например, именно Депп полностью придумал грим, нарисовав акварелью портрет Безумного Шляпника.
В очень занимательной биографии Джонни Деппа рассказывается, как тщательно он готовился к этой роли. Он узнал, что во второй половине XIX века, когда Льюис Кэрролл написал «Алису в Стране чудес», шляпники регулярно травились ртутью, так как клей, используемый для создания бобровых шапок, содержал очень высокую ее концентрацию. Именно отсюда пошло выражение «безумный как шляпник». Депп хотел показать, что ртуть изменила не только сознание Шляпника, но и всю его внешность в целом.
Джонни Депп в роли Безумного Шляпника в фильме «Алиса в Стране чудес»
Ключевая деталь образа Безумного Шляпника — шляпа — тоже имеет предысторию. Коллин Этвуд увидела в Италии образец кожи, на которой лазером создают эффект словно бы она обгорела. Из такой кожи и было решено сделать шляпу для героя Деппа.
Джонни Депп в роли Безумного Шляпника в фильме «Алиса в Стране чудес»
В сценарии Линды Вулвертон Алиса уже не ребенок как в книге Кэрролла: прошло время, ей 19 и она снова нужна Стране чудес, в которой когда-то побывала.
Роль хрупкой девушки, с трудом находящей общий язык с окружающими в своем реальном мире, прекрасно сыграла Миа Васиковска. Та самая, которая спустя два года потрясающе показала главную героиню в мрачном и загадочном фильме «Порочные игры».
Миа Васиковска в роли Алисы в фильме «Алиса в Стране чудес»
Коллин Этвуд хотела, чтобы голубое платье Алисы в начале фильма напоминало зрителям об анимационном «Алиса в Стране чудес», снятом в 1951 году.
Кадр из анимационного фильма «Алиса в Стране чудес», 1951 г.
Она убрала передник и добавила многозначительные детали: черный цвет отделки на легком голубом шифоне говорит о том, что Алиса вовсе не так наивна и инфантильна, как кажется, а вышитая кайма платья рассказывает, что скоро появится кролик.
Детали платья Алисы в фильме «Алиса в Стране чудес»
Алиса и Кролик в фильме «Алиса в Стране чудес»
В фильме Алиса то вырастает, то уменьшается.
Было принято решение, что Алиса-то меняется, а ее одежда нет, поэтому ей периодически приходится думать, где взять новую одежду, а костюмерам пришлось потрудиться над нарядами, их пропорциями и ритмом рисунка.
Платье для большой Алисы в фильме «Алиса в Стране чудес»
Платье для трехметровой Алисы придумали подхватывать ремешками-лентами, чтобы оно делалось меньше, когда Алиса нормального роста.
Платье для большой Алисы, подхваченное лентами в фильме «Алиса в Стране чудес»
Было и платьице для Алисы ростом 8 сантиметров.
Платье для маленькой Алисы в фильме «Алиса в Стране чудес»
А когда в замке Красной Королевы Алиса снова становится огромной, та придумывает для нее асимметричное красное платье с черно-белой отделкой.
Взглянув на этот наряд, сразу вспоминаешь, что королева постоянно кого-то отправляла в тюрьму и рубила головы направо и налево.
Платье Алисы, придуманное Красной Королевой в фильме «Алиса в Стране чудес»
В работе над образом Красной Королевы Коллин Этвуд вдохновлялась Бетт Дэвис, сыгравшей королеву Елизавету I в фильме «Королева-девственница».
Кадр из фильма «Королева-девственница» (The Virgin Queen), реж. Генри Костер, 1955 г.
Скетч Коллин Этвуд к фильму «Алиса в Стране чудес»
Интересно, что Тим Бертон сразу нарисовал Красную Королеву, похожей на свою бывшую жену Хелену Бонем Картер — исполнительницу роли.
Скетч Тима Бертона к фильму «Алиса в Стране чудес»
Актриса рассказывала: «Я никогда не знаю, буду ли играть в фильме Тима Бертона или нет. Обычно он говорит „Ну, это должна быть ты, потому что, смотри, я нарисовал тебя“. В случае с Красной Королевой он сказал это и нарисовал очень сердитую королеву с красной головой. И моими бровями».
Хелена Бонем Картер в роли Красной Королевы в фильме «Алиса в Стране чудес»
С этой головой и возникла основная сложность для Этвуд. Дело в том, что с помощью спецэффектов голову Красной Королевы должны были увеличить втрое. Важно было оптически удлинить шею и сделать талию как можно тоньше. Скульптурный воротник вытянули до груди, боковины платья сделали из темной ткани — нужный эффект был достигнут!
Красная Королева в фильме «Алиса в Стране чудес»
Интересно, что ткань для платья Красной Королевы специально выбрали достаточно дешевую с целью показать, что королева-то хорошим вкусом не обладает: ни в одежде, ни в мыслях, ни в поступках.
Команде гримеров тоже пришлось несладко.
На голову актрисы надевалась специальная накладка, сдвигающая линию волос назад, а затем — полуторакилограммовый парик в форме сердца.
Образ Белой Королевы в исполнении Энн Хэтэуэй восхитителен! Коллин Этвуд искала вдохновение в викторианской эпохе и хотела создать платье с эффектом чистоты как у снега: отсюда узор из шелковых серебристых снежинок.
Белая Королева в фильме «Алиса в Стране чудес»
Да, Белая Королева производит впечатление волшебницы, феи, но и у нее есть темная сторона. Гримеры сделали брови, губы и ногти темными, дабы показать, что у медали две стороны, и все может оказаться не тем, чем кажется на первый взгляд.
Белая Королева в фильме «Алиса в Стране чудес»
Кстати, на Энн надет парик из настоящих волос белоснежного (!) цвета, что является большой редкостью. Как видите, задачи у команды гримеров были те еще!
Я уже привыкла, что в день сдачи материала сажусь пересматривать фильм, о котором писала — так раззадориваюсь☺ Возможно, и вы вновь откроете для себя сказку «Алиса в Стране чудес», узнав, сколько труда было вложено в ее создание.
P.S. Будут теперь в этой рубрике домашние задания: хороших фильмов много, а узнать про них получается не у всех.
В далеком 1996 году Коллин Этвуд работала художником по костюмам в отличной черной комедии «Как удержаться на плаву» с Харви Кейтелем и Кэмерон Диаз. Посмотрите и посмейтесь от души!
Кадр из фильма «Как удержаться на плаву» (Head Above Water), реж. Джим Уилсон, 1996 г.
Юлия Астафьева (род. 28 июня 1979 г., Москва) — стилист, основатель проекта Coloryourlife.ru, задача которого убедить читателей, что цвет — важное условие счастливой жизни. В своей работе больше всего ценит возможность научить людей любить свою одежду, ведь та всегда отвечает взаимностью.